ТВМ 1

Устрани от себя все, чем прерывается и возмущается твоя таинственная беседа с Богом [69]. Тем легче Он может воссоздать тебя, претворить твое сердце: Многие приступают к Господу — немногие решаются последовать Ему. Только из этого убеждения мы можем сделать расчет и распоряжение безошибочные для земной жизни нашей; только из этого убеждения можем дать ей направление верное, употребить ее на приобретение блаженной вечности, не на пустое и суетное, не на погубление себя. Не должны примешиваться лукавые помыслы и ощущения тщеславия, лицемерства, притворства, человекоугодия, высокоумия, сладострастия — этих темных и зловонных пятен, которыми бывает испещрена душевная одежда молящихся фарисеев. Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми.

Добавил: Akizragore
Размер: 38.46 Mb
Скачали: 4238
Формат: ZIP архив

Извините, такой книги в библиотеке нет.

Читатель, знакомый с преданием Православной Восточной Церкви, легко усмотрит, что в предлагаемых его вниманию Опытах изложено учение святых Отцов о науке из наук [1]о монашестве — учение, примененное к требованиям современности. Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне — замечает преподобный Нил Сорский согласно с другими позднейшими Отцами — монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями Отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати.

Объяснение этого направления и необходимости в нем составляет основную мысль Опытов на всем их пространстве. Статьи, из которых состоит моя книга, написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков аскетическпе боголюбивых мирян, находившихся в духовном сношении со мною. Оканчивая земное странствование, я счел долгом моим пересмотреть, исправить, пополнить, собрать во едино, и издать печатно все статьи, написанные мною в сане архимандрита [2].

Счел я долгом моим сделать это по двум причинам: Затем остается мне просить у читателей снисхождения к моему скудоумию и брянчапинов о убогой душе.

Полное собрание сочинений:

Каждый христианин, обетами, произнесенными при святом крещении, принял на себя обязанность быть рабом и служителем Господа Иисуса Христа: Назвав Себя пастырем овец, Господь сказал, что «овцы глас этого Пастыря слышат, Глас Христов — учение Его; глас Христов — Евангелие; шествие во след Христа по пути земного странствования — деятельность, всецело направленная по заповедям Его. Чтоб последовать Христу, надо ведать глас Его.

Изучи Евангелие, опяты возможешь жизнию твоею последовать Христу. Кто, родившись по плоти, внидет в «пакибытие» Тит. Он «внидет» в богоугодное поприще земной жизни духовным рождением, «и изыдет» из этого поприща блаженною кончиною, и в вечности вечную, обильнейшую, сладостнейшую, духовную «пажить обрящет» Ин. Где аскетическеи Господь, когда Он произнес эти слова? Человечеством, соединенным с Божеством, Он находился посреди человеков, на земле, в юдоли их изгнания и страданий, пребывая Божеством и там, где находился от безначального начала.

Это Слово возвестило о себе: Туда достигает и последователь Христов: Отречение от мира предшествует последованию за Христом.

Второе не имеет места в душе, если не совершится в ней предварительно первое. Многие приступают к Господу — немногие решаются последовать Ему. Многие читают Евангелие, услаждаются, восхищаются высотою и святостью учения его, — немногие решаются направить поведение свое опсты правилам, которые законополагает Евангелие.

Господь, всем приступающим к Нему и желающим усвоиться Ему, объявляет: Так судит о слове Божием плотское мудрование из бедственного настроения. Этим словом умерщвляется «плотское мудрование» Рим. Оно «спасаемых сила Божия есть» 1Кор.

  ТИШАКОВА ВАЛЕРИЯ ЧИТАТЬ ОНЛАЙН СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Грех столько усвоился нам при посредстве падения, что все свойства, все движения души пропитаны. Отвержение греха, сроднившегося душе, соделалось отвержением души. Такое отвержение души необходимо для спасения души.

Отвержение естества, оскверненного грехом, необходимо для усвоения естества, обновленного Христом. Выкидывают из сосуда всю пищу, когда она отравлена ядом; сосуд тщательно вымывают, потом уже влагают в него пищу, долженствующую поступить в употребление.

Пища, отравленная ядом, по всей справедливости и сама называется ядом. Чтоб последовать Христу, предварительно отречемся от своего разума и от своей воли.

И разум и воля падшего естества вполне повреждены грехом; брнячанинов никак не примирятся с разумом и волею Божиими. Соделывается способным к усвоению себе разума Божия тот, кто отвергнет свой разум; соделывается способным к исполнению воли Божией тот, кто отречется от исполнения своей воли. Чтоб последовать Христу, «возмем крест свой». Взятием креста своего названа добровольная, благоговейная покорность суду Божию, при всех скорбях, посылаемых и попускаемых промыслом Божиим.

Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста. Последовать Христу может только «взявший крест свой»: Господь, заповедавший нам самоотвержение, отречение от мира и ношение креста, дает нам силу исполнять заповедание.

Решившийся на исполнение этого заповедания и старающийся исполнять его, немедленно усматривает необходимость. Учение, представлявшееся жестоким при поверхностном и ошибочном взгляде из плотского мудрования, свтт самым разумным, преисполненным благости: Нерешающиеся свр произвольное отречение от себя и от мира, насильно вынуждаются совершить то и другое. Когда придет неумолимая и неотразимая смерть: Самолюбие и привязанность к временному и суетному — плоды самообольщения, ослепления, душевной смерти.

Самолюбие есть извращенная любовь к. Безумна и пагубна эта любовь. Самолюбивый, пристрастный к суетному и преходящему, к греховным наслаждениям — враг самому.

Осмотримся, развлеченные, отуманенные, обманутые суетою! Опомнимся, упоенные суетою, лишенные ею правильного самовоззрения! Справимся с опытами, которые непрестанно совершаются пред очами нашими. Совершающееся пред нами, непременно совершится и над нами.

Тот, кто употребил всю жизнь на снискание почестей, взял ли их с собою в вечность? Тот, кто употребил жизнь на снискание богатства, кто накопил множество денег, приобрел обширные пространства земли в свое владение, устроил различные учреждения, дающие обильный доход, жил в чертогах, сияющих золотом и мрамором, разъезжал на великолепных колесницах и конях, — взял ли это в вечность?

Он оставил все на земле, удовлетворившись для последней потребности тела малейшим участком земли, в котором одинаково нуждаются, которым одинаково удовлетворяются все мертвецы.

Кто занимался в течении земной жизни плотскими увеселениями и наслаждениями, проводил время с друзьями в играх и других забавах, пировал за роскошною трапезою, — устраняется наконец самою необходимостью от привычного рода жизни.

Аскетические опыты. Том 1 (Святитель Игнатий (Брянчанинов))

Наступает время старости, болезненности, а за ними час разлучения души с телом. Тогда узнается, но поздно, что служение прихотям и страстям — самообольщение, что жизнь для плоти и греха — жизнь без смысла. Стремление к земному преуспеянию, какое странное, сут чудовищное!

Оно ищет с исступлением.

Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты, том 1, читать книгу онлайн

Едва найдет, как найденное лишается цены, и искательство возбуждается с новою силою. Ничем настоящим оно недовольно: Предметы желания приманивают к себе сердце искателя мечтою и надеждою удовлетворения: Как и чем объяснить это искательство, поступающее со всеми подобно бесчеловечному предателю, и всеми владеющее, увлекающее. В душах наших насаждено стремление бряянчанинов бесконечным аскетичрские.

Но мы пали, и ослепленное падением сердце ищет во времени и на земле того, что существует в вечности и на небе. Участь, постигшая отцов и братий моих, постигнет и.

  ЭЛИЗАБЕТ ХОЙТ СКАНДАЛЬНЫЕ НАСЛАЖДЕНИЯ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Оставлю келлию мою, оставлю в ней и книги мои, и одежды мои, и письменный стол мой, за которым проводил я многие часы; оставлю все, в чем нуждался или думал нуждаться во время земной жизни.

Вынесут мое тело из этих келлий, в которых живу, как бы в преддверии к другой жизни и стране; вынесут мое тело, и предадут земле, послужившей началом для тела человеческого. Точно то же постигнет и вас, братия, которые читаете эти строки.

Душа человека стяжавает качества, соответственные своей деятельности. Как в зеркале изображаются предметы, против которых оно будет поставлено: В зеркале бесчувственном образы исчезают при удалении предметов от зеркала; в словесной душе впечатления остаются.

Они могут быть изглаждаемы и заменяемы другими, но для этого требуется и труд и время. Впечатленья, составляющие достояние души в час смерти ее, остаются достоянием ее на веки, служат залогом или ее вечного блаженства, или ее вечного бедствия. Так врач поведает больному состояние, в которое он приведен болезнью и которого сам больной понять не. По причине душевного расстройства нашего, нам необходимо для спасения благовременное самоотвержение и отречение от мира.

Опыты постоянно утверждают справедливость того воззрения на нравственную болезненность человеков, которое выразил всесвятый Врач в приведенных нами словах, сказанных с решительною определенностью: Допустившие себе последование своим пожеланиям и плотскому мудрованию увлеклись ими, поработились им, забыли Бога и вечность, истратили земную жизнь напрасно, погибли погибелию вечною.

Нет возможности исполнять вместе волю свою и волю Божию: Так благовонное, драгоценное миро утрачивает достоинство свое от оиыты примеси смрада.

Тогда только, возвещает Бог чрез великого Пророка, «благая земли снесте»когда произвольно «послушаете Мене. Аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: Нет возможности стяжать разум Божий, пребывая в плотском мудровании.

Мудрование плотское — вражда на Бога: Сво такое плотское мудрование? Отречемся от душ наших, по завещанию Спасителя, чтоб приобрести души наши! Отречемся произвольно от порочного состояния, в которое они приведены произвольным отречением от Бога, чтоб получить от Бога опсты состояние обновленного человеческого естества вочеловечившимся Богом!

Волю свою и волю демонов, которой подчинилась и с которою слилась наша воля, заменим ст Божиею, объявленною нам во Евангелии; мудрование плотское, общее падшим духам и человекам, заменим разумом Божиим, сияющим из Евангелия. Отречемся от имения нашего, чтоб стяжать способность последовать Господу нашему Иисусу Христу!

Отречение от имения совершается на основании правильного понятия о. Правильное понятие о вещественном имуществе доставляется Евангелием Лк. Земное имущество не есть наша собственность, как ошибочно думают никогда не думавшие об этом предмете: Оно переходит из рук в руки, и тем само о себе свидетельствует, что дается лишь на подержание.

Богу принадлежит имущество; человек бывает только срочным распорядителем имущества. Верный распорядитель с точностью исполняет волю доверившего ему распоряжение.

И мы, управляя, врученным на срок, вещественным достоянием, потщимся управлять им по воле Божией. Не употребим его в средство удовлетворения нашим прихотям и страстям, в средство нашей вечной погибели: Желающие христианского совершенства вполне оставляют земное стяжание Мф.